"Развод по-нарымски"
Малоизвестная история с Анискиным, снятая на ТВ
Талантливый фильм, снятый по одноименному рассказу Виля Липатова об участковом уполномоченном Федоре Ивановиче Анискине, который охраняет порядок и законность в родном колхозе.
По произведениям Виля Липатова были созданы знаковые фильмы отечественного кино: "Еще до войны", "И это всё о нем" и, конечно, знаменитая трилогия о сельском участковом Анискине.
Повесть "Деревенский детектив" стала основой для написания нескольких сценариев. Наиболее известны публике одноименный фильм 1968 года, затем продолжение "Анискин и Фантомас", снятое через 6 лет, и, наконец, финальный трехсерийный "И снова Анискин" (1978). Во всех лентах роль рассудительного и мудрого милиционера играл Михаил Иванович Жаров. В последней части трилогии актер снимался без малого восьмидесятилетним.
Но есть еще одна история о любимом в народе герое. В отличие от перечисленных выше фильмов, телеспектакль "Развод по-нарымски" был снят не именитой киностудией, а Главной редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения. В Гостелерадиофонд на хранение кинопленка была принята 4 марта 1972 года, а премьерный показ на ТВ состоялся 12 марта.
Виль Липатов сам написал сценарий, а роль Анискина, разумеется, играл Михаил Жаров. Здесь никто ничего не крадет, преступник не скрывается от правосудия. Житейская ситуация с неблагополучным браком сама приходит к участковому. И он со свойственной ему проницательностью решает вмешаться, чтобы и тут навести порядок.
Роли супругов Косых исполняют Маргарита Фомина (она так и продолжит дальше играть зловредную Верку) и Роман Филиппов, такой большой и беспомощный. С женой Анискина ситуация забавная. Бессменная Татьяна Ивановна Пельтцер не участвовала в этих съемках, а потому Глафиру Ивановну Анискину почти не видно и совсем не слышно. Но в кадре она все же ненадолго появляется (актриса Мария Овчинникова).
Впрочем, в одноимённом рассказе Виля Липатова Глафира Васильевна тоже почти незаметна, ибо главная роль в нём не столько у самого Анискина, сколько у Маргариты Фоминой, исполнившей роль Верки Косой.
Вот как пишет об этом персонаже Липатов:'Она была маленькая и рябоватая, глаза у нее, несмотря на фамилию, глядели прямо и остро, а фигурой была полненькая и кругленькая, кожей белая-белая.'Маргарита Фомина исполнила свою роль безупречно.
Если в первой половине телеспектакля доминировал Михаил Жаров, то во второй - Верка Косая едва не 'подмяла' под себя всех героев. Я говорю и о персонаже, и об актёрской игре. Словесный и мимический поединок Жарова с Фоминой столь же хорош, как 'противостояние' Ольги Андровской и Михаила Жарова в короткометражной ленте 'Медведь' (1938).
Из привычных персонажей вы встретитесь с Дусей Прониной из сельмага, которую на протяжении десяти лет играла только Лидия Николаевна Смирнова.
Декораций минимум, душевности максимум. Типаж Верки Косой - эдакий борец за собственную правду, разводящий демагогию из серии "Советская власть заступится за сироту!" - знаком нам по жизни, в чем вы и убедитесь при просмотре. Жаровский Анискин обходится без крика-шума, но ситуацию разруливает красиво.
Имеется в телеспектакле и небольшая загадка для эрудитов. Думаю, мало кто из зрителей знает, что это такое - 'фильдекосовые чулки'. Оказывается, фильдекос - это тонкая хлопчатобумажная пряжа, туго скручиваемая из нескольких ниток, мерсеризированная и пропущенная через опалку газовыми горелками. Использовалась такая пряжа для изготовления тонких трикотажных изделий, прежде всего, в чулочном производстве. Были чулки и более дорогие - фильдеперсовые, имитируя которые, девушки в Советском Союзе химическим карандашом подрисовывали на чулках швы. А Верка Косая - как видно из фильма - была ещё та модница, хоть и прикидывалась 'сиротой безродной'.
'Развод по-нарымски' очень 'сочное' кино, потому что режиссёр Виктор Рыжков весьма бережно подошёл к авторскому тексту, не расплескав ни капли его своеобразия и мелодичности. Яркая и талантливая работа, дарящая исключительно хорошее настроение.
Вот, пожалуй, и всё, что хочется сказать. А дальше - смотрите "Развод по-нарымски", 1972 год.
"Развод по нарымски", 1972г. Телеспектакль
Обработка видео...